Сортамент нефтяных труб

Нефтяная труба

Нефтяная труба

Нефтяные трубы используют и в процессе добычи, и в ходе транспортировки «черного золота». Причем каждой разновидности характерен индивидуальный набор уникальных характеристик и свойств. В данной статье мы рассмотрим коммуникации нефтяного сортамента с учетом деления этой продукции на бурильную и транспортную категорию. Причем каждый вариант будет преподнесен читателям в формате подробного обзора, затрагивающего как сильные, так и слабые стороны изделий.

Бурильные трубы

Эту категорию трубного проката следует причислить скорее к осям. Ведь именно бурильная труба передает момент вращения от вала мотора буровой установки к валу бурового резца.

Для таких изделий самым важным критерием является прочность, позволяющая сопротивляться моменту кручения. Поэтому любой завод труб нефтяного сортамента выпускает только толстостенные конструкции подобного формата, производимые на прокатном стане только по бесшовной технологии.

Габариты сечения бурильных труб колеблются между 60 и 140 миллиметрами в диаметре. Причем минимальная толщина стенки бурильной трубы не может быть меньше 7 миллиметров, а максимальная толщина равняется 10 миллиметрам. Монтаж осуществляется по одной из разновидностей раструбных технологий стыковки элементов в трубопроводе. В качестве раструба используется особая деталь – замок, навариваемая на торец.

В итоге, прочность бурильной трубы зависит от прочности сварного шва замка. Поэтому при изготовлении и монтаже данной детали используются особые технологии.

Обсадные трубы

Этот вид трубного проката следует отнести к кожухам. Ведь основной задачей обсадных изделий является сохранение целостности бурового прокола, по которому качается нефть. С учетом такого варианта использования трубы обсадные нефтяного сортамента должны быть не только прочными, но и идеально ровными, с минимальным отклонением от базовых габаритов сечения. Иначе такое изделие просто застрянет в буровой шахте.

Габариты сечения таких  кожухов колеблются между 114 и 508 миллиметрами.

Толщина стенок такой трубы должна удержать и температурную деформацию пучения, и поперечное усилие от сдвига пластов грунта. Поэтому минимальная толщина стенки такого кожуха равна 5 миллиметрам, а максимальная толщина – 16 миллиметрам.

Прочие размеры нефтяных труб обсадного типа регламентируются отраслевыми и государственными стандартами (ГОСТ 632-80 и так далее).

Стыковка  выполняется либо в раструб, либо на муфту. Причем внешний диаметр трубопровода должен оставаться неизменным по всей его длине. Поэтому в обсадных трубах используют и особую форму раструба, и особую муфту, диаметр которой не выступает за габариты сечения трубопровода.

Источник: vsetrybu.ru

Трубы для компрессорной установки

Чтобы понять, чем обусловлены требования к насосно-компрессорным трубам — нужно четко представлять, для чего именно применяется эта труба нефтяная.

Собственно, она погружается внутрь скважины, и именно через нее наружу подается нефть.

Логично предположить, что она должна быть :

  • Прочной. Глубина скважины может исчисляться сотнями метров. При такой протяженности даже вес трубы без всяких дополнительных нагрузок огромен, а ведь по ней еще и качается нефть;
  • Герметично соединенной с другими участками трубопровода. Думается, причины объяснять не нужно.

Список нормативных документов по прежнему погружает в депрессию:

  • ГОСТ 633-80,
  • Ту 14-161-150-94,
  • Ту 14-161-173-97,
  • Ту 14-161-158-95,
  • Ту 14-161-195-2001,
  • Ту 14-161-198-2002,
  • ГОСТ Р 52203-204.

Диапазон размеров — 26,7 — 114,3 миллиметра при стенках толщиной от 5 до 7 миллиметров.

Трубы соединяются муфтами или прямым безмуфтовым соединением: на одной трубе внутренняя резьба, на другой наружная. Соединения и здесь должны минимально отличаться диаметром от самой трубы.

Важно: для обеспечения герметичности соединений трубы обязательно смазываются перед стыковкой.

Возможно дополнение смазки другими уплотнителями, однако именно смазка обязательна: она заодно предохраняет резьбу от задиров и коррозии.

Трубы обязательно подвергаются гидравлическим испытаниям. Опять-таки разрыв трубы создаст промысловикам серьезнейшие проблемы, так что затраты на испытания себя окупают.

Нефтепроводные

Для чего служат нефтепроводные трубы  — понятно из их названия.

Что можно сказать об условиях их эксплуатации?

  • Давление внутри нефтепровода не превышает 10-12 МПа. Почему так? Ведь чем больше давление в начале трубы — тем больше через нее можно прокачать?
    Потому что нефть вязкая. Потери на трение о стенки все равно замедлят ее движение.

Важно: чтобы решить эту проблему, на нефтепроводах ставят подпорные насосы. Они, если можно так выразится, подталкивают поток нефти, придавая ему дополнительный импульс.

  • Внутренняя среда не провоцирует коррозию металла;
  • Один трубопровод большого диаметра построить гораздо дешевле, чем 10 — маленького, а раз так — мы будем иметь дело с трубами большого размера.

Итак: трубы без особых требований к прочности — это электросварные. Бесшовные трубы для нефтепровода тоже применяются, но ощутимых преимуществ при более высокой цене они не дают.

Кроме того, трубы нефтепроводные не нуждаются во внутреннем антикоррозионном покрытии. Снаружи нефтепроводы защищаются от ржавчины зачастую простой в производстве и дешевой битумной мастикой.

Диаметры — средний и большой, от 114 до 1420 миллиметров. Толщина стенок для электросварных труб до 4 миллиметров; для бесшовных — до 32 миллиметров.

Один из стандартов (но не единственный), по которому делают трубы для нефтепроводов — ГОСТ 20295-85. Он регламентирует только производство сварных  труб.

Стоит учитывать, что по отдельным ТУ производятся и трубы для районов Крайнего Севера, которые рассчитаны на крайне низкие температуры, и трубы для подводных нефтепроводов, и куча других весьма специфических нефтяных труб.

Совет:  справочник трубы нефтяного сортамента Александра Ервандовича Сарояна содержит исчерпывающую информацию по всем видам труб, применяющихся в нефтяной промышленности, их типоразмерам и стандартам.

Источник: o-trubah.ru

Наверх